КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ?

1. Старайтесь как можно меньше запрещать ребенку. Тяга к самостоятельности заложена в каждом человеке генетически. Родители, ограничивая ее бесконечными «нельзя» сами притупляют желание действовать самостоятельно. Сначала мама не разрешает лезть на горку или качели «Нельзя, не лезь, упадешь», а потом удивляется почему он не может поиграть на площадке сам ?! Но все мы волнуемся о наших детях. Что же делать? Пытаться предлагать способы, которые категорически не запрещают делать ребенку те или иные вещи, например, «на горку можно, но со мной пока ты не научишься», «вазон с цветами трогать нельзя, но слегка, не рвать», «песок бросать нельзя, но так, чтобы ни у кого и не попал »...
2. Позвольте детям делать выбор: «Ты хочешь одеть сегодня синюю футболку или зеленый с котиком?». Таким образом мы демонстрируем ребенку, что уважаем ее мнение и заявляем, что она сильная и может сама принимать на себя ответственность за определенные вещи (мы формируем здоровую самооценку).
3. Научите ребенка просить о помощи и, когда она что-то делает или только пытается делать, никогда не влезайте (конечно если это не вредит здоровью) пока она сама вас не попросит. Так вы учите ребенка самостоятельно преодолевать трудности.
4. Прежде чем что-то сделать вместо ребенка попробуйте словесно рассказать малышу как следует поступить. Например, «чтобы застегнуть молнию, одной рукой придерживайте замочек, а другой держи за низ», «чтобы лучше снять носок, надо начать с пяточки, попробуй», «чтобы открыть крышку, иногда надо сначала нажать, а затем прокрутить», «чтобы постругаты карандаш надо сначала вставить его, плотно прижать и крутить, попробуй»
5. Если ребенок задает Вам вопрос, попробуйте не отвечать сразу, а спросить ее, как она сама думает. Обычно ребенок начинает фантазировать и в заключении сама может ответить на свой вопрос. Вы всегда успеете дать правильный ответ. Если же вы сами не знаете ответ на вопрос, не ищите ее вместо ребенка, а предложите малышу искать ответ за пределами дома или семьи (конечно, это для старших детей). Например, «спроси у зоомагазине», «об этом тебе могут рассказать в магазине бытовой техники», «можно посмотреть в сети Internet».
6. Бывают такие периоды, когда дети пытаются «сливаться» с родителями. (Должен подчеркнуть, что это нормальные периоды развития личности). В таких случаях дети просит делать все за них (даже те вещи, которые казалось бы ребенок уже давно делает сама). В такие моменты надо уметь договариваться с малышами, например, «давай ты наденешь права кроссовка, а я тебе левый», «станем тебе в рот суп по очереди - одну ложку я, другую - ты», «давай вместе попробуем застегнуть молнию на куртке ». Но старайтесь не делать вместо ребенка. Просто поддерживайте ее.
7. В зависимости от возраста ребенка, старайтесь спрашивать мнение малышей, когда решаете семейные дела. «Ты хочешь, чтобы мы поехали к бабушке сегодня вечером или завтра утром?»
8. Если вас спрашивают о малышах в присутствии его самого, позвольте ребенку самому ответить. И вообще, не обсуждайте ребенка при ней, неважно, насколько она еще маленькая. Когда дети слышат, как их обсуждают, они чувствуют себя предметами, собственностью своих родителей.
9. Хвалите ребенка за успешные проявления самостоятельности. Но не просто словом «молодец». Желательно, чтобы похвала была описательной. То есть, если ребенок самостоятельно собрала игрушки, уместно было бы сказать: «я вижу чистый ковер и сложены в корзину игрушки, даже тот конструктор, который уже несколько дней лежит в углу. А еще как ты красиво сложил предметов! Так, что коробка теперь закрывается! Мне очень приятно заходить сюда. Молодец! »Всегда можно найти, что описать.
10. Старайтесь вводить моменты соревнования. Например, ребенок не хочет сама складывать игрушки. Предложите «давай, кто быстрее составит эти кубики в корзину». Можно сказать о поощрительный приз (ни в коем случае не предлагаете дорогие вещи). Это может быть: дополнительная серия мультфильма, дополнительная конфета, банан ...
11. Старайтесь постепенно уменьшать свое присутствие и контроль за вещами, которые малыш уже научился делать.
12. И напоследок - доверяйте своему ребенку. Верьте в то, что она может справиться с любыми трудностями и всегда давайте ей шанс в этом еще раз убедиться.
Анна Лунева
Детский практический психолог